ФАРБА Е.О., к. пс.н.,

(соавтор книги Метафорическая деловая игра/

изд-во Речь, 2004 г.)

24.06.2009 г.

 

Метафорическая деловая игра как инструмент менеджмента.

 

Вопросы целенаправленного формирования корпоративной культуры,  эффективной и вдохновляющей, встает перед лучшими менеджерами лучших компаний. Культура отлаженных коммуникаций, системы мотивации с привязкой к конкретному коллективу, командного подхода, растущих возможностей для работников.

Особую актуальность приобретает партисипативность. Партисипативность означает вовлечение работников в принятие решений, управление организацией.

Мотивационное значение этого метода управления сложно переоценить. Мотивирующая организационная деятельность вызывает 3 психологических состояния:

1. Переживаемая значимость работы это та степень, в кото­рой работа переживается человеком как новая, полезная и стоящая.

2. Переживание ответственности за результаты работы та степень, в которой человек чувствует себя лично причастным к результатам работы и ответственным за них.

3. Знание результатов степень, в которой человек знает и по­нимает, насколько эффективно он выполняет работу на всем ее протяжении.

Партисипативность вызывает все три состояния.

В данной статье предлагается новый инструмент реализации партисипативности метафорическая деловая игра.

Итак, метафорическая деловая игра (МДИ). Это понятие родилось для обозначения особого класса деловых игр из более общего понятия деловой игры. Деловая игра это метод организации активной работы участников тренинга, направленный на смену их установки, выработку определенных рецептов эффективной работы в профессиональной деятельности. Деловые игры, равно как и метафорические, являются прежде всего эффективнейшим методом бизнес-тренинга.

Уникальность  МДИ заключается в том, что для решения бизнес-проблем  в качестве сюжета для проведения деловой игры берется метафора. Метафорой могут служить сказки, притчи, легенды, анекдоты, по аналогии передающие проблематику отношений главных героев метафоры и реальных проблем в бизнесе. Это означает, что у МДИ по сравнению с обычной деловой игрой появляется новая сфера применения реальная управленческая практика, когда решение принимается коллегиально. В обычной деловой игре основной упор делается на отработке необходимых знаний и умений для разрешения бизнес-проблем. То есть в деловой игре упор делается на обучение, подготовку к решению задачи. В то время как в МДИ происходит непосредственное ее разрешение.

Использование метафор позволяет активизировать творческие способности участников обсуждения. Снять блоки и стереотипы, которые, возможно, уже сформировались при неудачных попытках  решить проблему на практике. Использование метафор позволяет переключить внимание с видения преград на видение возможностей. Вопрос решения организационных проблем побудил обратиться к бесценным сокровищам сказок, этой универсальной кладовой коллективного бессознательного, на которое указывал Карл Густав Юнг.

        Сказки можно использовать как руководство к действию, как богатейший справочник на каждый день, и именно благодаря символике сказок МДИ становится действительно глубокой по содержанию.

Глубина деловой игры зависит от той метафоры, которая используется. И сказка является  наиболее ценным материалом. В результате деловой игры происходит своего рода инсайт, осознание того, что неразрешимая проблема имеет решения.

МДИ всегда имеет свой содержательный результат, что очень важно для реальной организационной деятельности. Кроме этого, эффектом МДИ является пробуждение нового запаса энергии и мотивация на разрешение проблемы у участников обсуждения.

МДИ в реальной организационной ситуации поможет, если в процессе движения к цели возникло ощущение тупика. Когда важно сменить установку, поменять контекст мышления,  увидеть новые возможности и выборы. Таймменеджмент, стратегия компании, разработка и управление новым проектом, повышение эффективности работы того или иного отдела эти и многие другие задачи могут быть успешно решены с привлечением МДИ.

 

      Функции организатора обсуждения, самого руководителя, следующие:

он выступает как фасилитатор. То есть не предлагает участникам обсуждения готовых решений и схем, а организует их работу, активизирует творческую активность, следит за тем, чтобы обсуждение было конструктивным.

 

      Алгоритм составления МДИ следующий:

1.     Максимально конкретно описать реальную бизнес-проблему, с которой столкнулась организация/отдел.

2.     В этой бизнес-проблеме четко выделить субъектов действия.

3.     Сконцентрировать внимание на отношениях между субъектами, их мотивации, интересах и желаниях.

4.     Подобрать по аналогии пример из сказки, притчи, истории, в котором герои были бы связаны похожими взаимоотношениями, мотивацией, интересами и желаниями.

5.     Определить количество команд и их название (по субъектам действия). 

6.     Сформулировать задание для каждой команды. Задание формулируется по аналогии с заданием-проблемой из реальной жизни.

 

          Процедура проведения МДИ следующая:

1.     Руководитель формулирует участникам обсуждения актуальную бизнес-проблему и проводит сбор мнений. Вполне возможно, что уже на этом этапе возникнут интересные идеи, ранее не услышанные руководителем. Все, что звучит во время МДИ нужно фиксировать (например, с помощью диктофона или фиксируя письменно). Задача этого этапа ввод в тему. Поэтому он должен быть кратким не более 10 минут. Любые попытки дискуссии руководитель должен пресекать. Задача группы на данном этапе озвучить уже существующие идеи без анализа и обсуждения. Заканчивается этот этап резюме руководителя: Мы выслушали здесь различные мнения и рецепты. Но чтобы нам не ошибиться, что сработает, а что нет, предлагаю следующее. Давайте вспомним (приводит метафору). Показывает, что проблема, с которой столкнулись они, схожа с проблемой, с которой столкнулись сказочные персонажи. В качестве одного из примеров можно привести проблемную ситуацию, связанную с поглощением крупной компанией более мелкой. Для того, чтобы найти выход из столь сложной ситуации, руководитель может привлечь своих сотрудников, управленческое звено, и организовать метафорическую деловую игру.  В качестве метафоры в данном случае можно взять сюжет про бабу Ягу и братца Иванушку. Когда братец Иванушка пришел во владения бабы Яги, она заманила его в дом и, обещая отдых и угощение, собралась съесть.

 

2.     Руководитель делит участников на команды (соответствующие действующим лицам сюжета-аналогии), дает названия командам (то есть называет их так, как в метафоре. В частности, команда Баба Яга и команда Братцы Иванушки) и рассаживает их в некотором отдалении друг от друга. Каждая команда получает лист ватмана и комплект маркеров для подготовки презентационных материалов. Причем рисунки, образное изображение идей приветствуется. Когда участникам удается отвлечься от абстрактно-логического мышления и попытаться мыслить образно, креативность и продуктивность работы значительно возрастает.

 

3.     Руководитель формулирует задание-вопрос каждой команде: придумать как можно больше способов, позволяющих справиться с поставленной в вопросе задачей. В нашем примере задания будут следующими. Для команды Братцы Иванушки: Придумайте как можно больше способов, что должен сделать и/или сказать братец Иванушка бабе Яге, чтобы она его не ела, а в баньке попарила, накормила и спать уложила. Для команды Баба Яга: Ответьте как можно разнообразнее на вопрос: при каких условиях вы не будете есть братца Иванушку, а в баньке попарите, накормите и спать уложите. Напомню, что задание-вопрос относится к разрешению сказочной ситуации. В данный момент никаких ссылок на реальную бизнес-проблему делать уже не нужно участники переносятся в другую плоскость.

 

4.     Процедура работы команд следующая: 10 минут дается на то, чтобы команды придумали как можно больше способов, позволяющих справиться с поставленной в вопросе задачей. Важно, что принимаются все идеи всех членов команды, даже самые странные и комичные. Затем в течение 10 минут команды изображают свои идеи на листах флип-чарта (ватманах). После этого наступает этап презентации.

 

5.     Презентация команд. Первыми приглашаются те, кто олицетворял субъекта с проблемой. То есть та команда, которая метафорически изображала себя. В нашем случае это будет команда Братцев Иванушек. Так, например, команда Братцев Иванушек может предложить следующий вариант ответа на вопрос: Чтобы Баба Яга нас не съела, нужно предложить ей нечто более интересное, чем просто мясо. Как курочка, несущая золотые яйца. Например, показать, как хорошо мы играем на дудке или пасем скот.  Важно, чтобы было достаточно места, чтобы прикрепить листы флип-чарта  (ватманы)  рядом друг с другом, на стене или доске. Так, чтобы ни одна презентация не перекрывала другую. Затем дается слово команде, олицетворяющей другую сторону и имеющей таким образом ключ к решению проблемы. В нашем случае, такой командой является команда Бабы Яги, олицетворяющая крупную компанию-поглотителя. Одним из ответов этой команды может стать следующий: Я не стану есть Иванушку, если он докажет свою несъедобность.

 

6.     Руководитель начинает сравнение. Что совпало, что нет. Что нового добавила к видению одной команды другая команда. Что неверно в идеях команды, олицетворяющих самих себя (у Братцев Иванушек). Что противоречит мнению другой стороны (в зависимости от бизнес-проблемы, другая команда может олицетворять клиентов, заказчиков, компанию-конкурента, другой отдел и т.д. то есть тех, кто по ту сторону баррикад). По мере сравнения руководитель постепенно переходит от сказочной ситуации к реальной проблеме бизнеса. Например, так. Ответ команды Братцев Иванушек про то, как много они могут, кроме как быть просто съеденными, на бизнес-языке означает, что сотрудничество с маленькой лабильной компанией может принести дополнительные бонусы по сравнению с достаточно инертным и нечувствительным к изменениям рынка крупным бизнесом. Ответ команды Бабы Яги про нежелание есть несъедобного Иванушку, можно перевести на бизнес-язык следующим образом: простое поглощение компании может принести вред, если не разобраться со всеми нюансами, подводными течениями, особенностями ведения дел, которые обеспечивают успешность малому бизнесу, но могут быть даже неприменимы для крупного. А желание Бабы Яги получить доказательства несъедобности означают, что для крупного бизнеса неочевидны все эти нюансы. Задача показать и обосновать позицию отказа от такого рода сотрудничества. 

 

7.     Руководитель подводит итог игре, фиксируя те идеи, которые были предложены ими самими (команда Братцы Иванушки) и поддержаны теми, другими (команда Бабы Яги). На этом этапе происходит обсуждение ключевых, наиболее экономичных, с точки зрения ресурсов, идей. Принимаются к разработке наиболее жизнеспособные идеи.

 

Результаты и эффекты метафорической деловой игры (МДИ) как инструмента менеджмента.

 

1.     МДИ позволяет изменить установку сотрудников. Перевести фокус внимания с восприятия ситуации как тупиковой на видение возможностей и готовых алгоритмов действия. При этом кажущаяся простота и легкость процедуры создания этих идей, дает почувствовать коллективу огромный запас ресурсов, энергии и собственного потенциала.

2.     МДИ позволяет решить проблемные бизнес-ситуации, получить содержательный результат, который сам руководитель не имеет.

3.     МДИ обладает командообразующим эффектом. Взаимодействие друг с другом и взаимопонимание улучшается.

4.      Каждый участник обсуждения чувствует свой вклад в общий результат. Реализуется принцип партисипативности.