26.06.2009 г.

 

Е.О. Фарба,

к. пс.н., доцент

ГУУ, г.Москва.

 

Тренинг эффективного делового взаимодействия
 как основа успешной профессиональной самореализации студента.

“Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я пойму”

Конфуций

Когда мы говорим о профессиональной подготовке специалистов различных отраслей, традиционно мы имеем в виду обогащение студентов специализированными знаниями. Однако в последнее время все большее внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, так как в современном высококонкурентном бизнесе особенное значение приобретают умения и навыки, позволяющие оптимизировать профессиональные цепочки взаимодействия. Культура отлаженных коммуникаций создает фундамент эффективной деятельности в рабочей команде, долгосрочного сотрудничества с внутренними и внешними партнерами. Особую актуальность в подготовке специалистов, таким образом,  приобретает тренинг эффективного взаимодействия. Обучение на тренинге проводится в активной форме, целью которой является не только обогащение знаниями по теме, но и развитие конкретных умений.

Тренинговая форма обучения используется как наиболее эффективная, отвечающая современным требованиям к развитию профессиональных навыков и личностному росту. Бизнес-тренинги активно применяются в высокоразвитых странах в организациях с различной численностью персонала и работающих в разных отраслях, а также в университетах и бизнес-школах.

Тренинговые методы обучения  стимулируют работу мозга, участники обсуждают, спорят, учатся применять полученные знания, что обеспечивает наибольший объем усваивания информации. Тренинг также является наиболее результативным методом создания условий для самораскрытия участников. В этом случае, проходя подобного рода обучение, студенты учатся самостоятельно искать способы решения актуальных проблем и расширяют свой поведенческий репертуар.

Задача тренера - дать необходимые знания для более успешного поиска, а также создать условия для раскрытия тех ресурсов участников тренинга, которые еще ими не используются. Истинный тренер разделяет с участниками ответственность, вырабатывает у них понимание, что происходящее и на тренинге, и в реальном деловом взаимодействии, зависит в первую очередь от них самих, а не только от тренера, руководства или партнеров.

В группе тренинга студент получает возможность обучаться новому, экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания.

       Главная цель курса – дать студентам целостное представление о процессах делового взаимодействия и основных факторах, обеспечивающих его эффективность. А также сформировать культуру делового взаимодействия, когда оба партнера достигают поставленных целей, сотрудничая.

       Главная задача курса – сформировать навыки, необходимые для успешной реализации полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

       Дополнительные задачи курса – мотивирование студентов на активное применение полученных знаний и умений. Снятие внутренних барьеров и барьеров взаимодействия. Изучение и освоение социально-психологических законов.  С помощью тренинга студент развивает способности к овладению сложными видами деятельности, связанными с общением.

        Главными отличиями тренингового обучения от классических форм (таких как лекции и семинары) по данной тематике являются:
• центральная роль тренера, функция которого не только передать теоретические знания, но организовать групповой процесс, при котором эти знания наиболее эффективно будут усвоены,

• взаимодействие и взаимообмен происходит не только между тренером и участниками, но и между самими участниками,
• обучение происходит в живой, динамичной форме, когда полученные знания трансформируются в умения уже в процессе обучения,
• тренинговое обучение всегда корректируется под реальные запросы студентов. Сюжеты ролевых игр предлагаются участниками тренинга, 

• тренинговая форма обучения создает  мотивацию на применение полученных знаний и умений в реальной деятельности,

• позитивный настрой, так как он необходим для того, чтобы знания  превратились в умения и навыки,

• тренинг – наиболее интенсивная форма обучения, поскольку участники тренинга являются одновременно и его творцами,

• тренинг стимулирует работу мозга, группа «проживает» те знания, которые дает им тренер,

• тренинговое обучение, кроме достижения основных целей курса,  имеет дополнительный социально-психологический эффект – командообразование. Студенты открывают друг друга с новых сторон. Настроены на сотрудничество, замотивированы на эффективное взаимодействие без конфликтов.

        Модульная система построения тренинга.

        Наиболее эффективна так называемая «модульная система тренингового обучения». Это означает, что разбор каждой темы тренинговой программы включает следующие этапы:

1.   Ввод в тему.

Здесь решаются следующие функциональные задачи: активизация группы, мотивация на разбор данной темы, интеллектуальная и физическая подготовка группы к освоению новой темы.

2.   Раскрытие новой темы.

Здесь решаются следующие функциональные задачи: передача группе новой актуальной информации по вопросу, ответы на вопросы, отслеживание групповой динамики.

3.   Одноэлементная отработка нового материала.

Здесь решаются следующие функциональные задачи: разбиение материала на ключевые составляющие, отработка в парах, подгруппах или в группе целиком ключевых составляющих поэлементно, отслеживание групповой динамики.

4.   Многоэлементная отработка темы.

На этом этапе решаются следующие функциональные задачи: комплексная отработка осваиваемого умения в парах, подгруппах или в группе целиком,  отслеживание групповой динамики.

5.   Комплексное действие.

На этом этапе тренер может выбрать для проведения деловую игру, ролевую игру (с видеоанализом или без), метод кейсов. То есть на этом этапе происходит встраивание вновь обретенного или откорректированного умения в реальную практику делового взаимодействия. На этом этапе контекст обучения максимально приближен к реальности. Для отработки берутся актуальные для участников ситуации из бизнес-практики. Основная задача тренера на этом этапе: организовать обмен конструктивной обратной связью, а также создать условия для успешной реализации тренируемого умения.

6.    Резюме по теме.

 Здесь решаются следующие функциональные задачи: подведение итога, причем в данном случае более важна активность группы, а не тренера. То есть тренер создает условия для актуализации полученной информации, осознания и принятия полученного опыта. Также задача ведущего – организовать обмен чувствами (так как изучено, что выше мотивация применять/использовать то, что вызывает положительные эмоции), а также обозначить дальнейшие перспективы развития.

         Этапом подведения итогов заканчивается один модуль, связанный с отработкой одной темы.

       Методы тренинга.

       Для реализации модульного построения тренинга, нацеленного на эффективное освоение новой информации и отработку умений и навыков используются следующие методы тренинга:

  1. Фасилитация.

Метод, применяемый в бизнес-тренинге для структурированного и интенсивного сбора мнений участников по определенному локальному вопросу. Фасилитация используется обычно в начале новой темы перед мини-лекцией и позволяет тренеру активизировать всех участников тренинга, включить их мыслительную активность.

  1. Тренировочные упражнения.

Упражнение, или тематическое упражнение – это определенным образом организованная активность участников тренинга, направленная на поэлементную отработку новых навыков.

  1. Мини-лекция.

Это метод повествовательного изложения информации, применяемый тренером как средство подачи нового материала для обучения  участников тренинга.

  1. Психогимнастическое упражнение.

Непродолжительное упражнение, позволяющее каждому участнику тренинга проявить активность, и направленное на управление групповой динамикой. Обычно психогимнастические упражнения применяются для изменения  психофизического состояния участников. 

  1. Ролевые игры / видеоигры;

Метод в бизнес-тренинге, используемый для отработки комплексных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра моделирует бизнес-реальность.

  1. Модерация.

Определенным образом организованный процесс выработки нового понятия с едиными критериями.

  1. Деловая игра.

Метод организации активной работы участников тренинга, направленный на смену их установки, выработку определенных способов эффективной работы в профессиональной деятельности.

  1. Мозговой штурм.

Специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника.

  1. Дискуссия.

Обсуждение на заданную тему в мини-группах, либо в целиком в группе тренинга.

  1.  Анализ/видеоанализ.

Составная часть ролевой игры на этапе обсуждения ее эффективности, оценки степени реализации цели взаимодействия. Анализ подразумевает структурированную обратную связь от непосредственных участников ролевой игры, а также от наблюдателей, которые выступают в роли экспертов. Запись на видео позволяет сделать анализ более глубоким, привязанным к дополнительным критериям.

  1.  Просмотр и разбор фрагментов видеосюжетов.

Наиболее эффективная разновидность демонстрационных материалов. Просмотр видеосюжета может стать яркой иллюстрацией к новой теме, а может стать самостоятельным упражнением, когда анализ проводится по той же схеме, по которой разбираются ролевые игры, записанные на тренинге.

  1.  Ответы на вопросы.

Очень важная часть разбора любой темы на тренинге. Тренер анонсирует возможность задавать вопросы, активизирует группу, если это необходимо. Если группа по тем или иным причинам задает мало вопросов, подает мало реплик тренеру, вербально и невербально показывает свою незаинтересованность – это сигнал для тренера о низкой групповой динамике, причины которой чаще всего кроются в поведении самого тренера. Излишняя авторитарность, «учительство» губят динамику, лишают тренинга основного  - энергетики группы и мотивации участников на применение полученных знаний в дальнейшем.

        Итак, методы ведения тренинга создают погружение в тему, процесс обучения интерактивен, студенты максимально вовлечены в учебный процесс. В процессе занятий студент проходит ряд социально-психологических процедур, позволяющих ему увидеть себя со стороны, получить обратную связь от группы, научиться видеть, понимать, учитывать психологические особенности процессов делового взаимодействия, управлять этими процессами.

Таким образом, весь учебный процесс по данной дисциплине сформирован таким образом, что включает и передачу знаний, и одновременно индивидуальную практику внедрения этих знаний студентам.

        Структура тренингового курса.

        Курс «Организация эффективного взаимодействия» состоит из шести разделов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из ряда тем. В течение курса постоянно привлекаются ситуации из реальной профессиональной деятельности специалиста той или иной области. При этом отсутствие опыта у студентов не является препятствием для создания бизнес-контекста, поскольку, во-первых, в процессе обучения они так или иначе постоянно моделируют  ключевые контексты своей будущей профессиональной деятельности, а, во-вторых, берутся в отработку ситуации, которые вызывают напряжение и озабоченность студентов. В таком случае, практическая ценность полученного ими на занятиях опыта значительно возрастает.

        В первом разделе  программы «Основы эффективного взаимодействия» анализируются основные стратегии поведения во взаимодействии, тактики и установки на взаимодействие. Психологические особенности управления деловым взаимодействием, влияния, основные способы подачи своей позиции. Раскрывается понятие коммуникативной компетентности как основы эффективного взаимодействия.

        Во втором разделе «Управление взаимодействием в диалоге» излагаются современные взгляды на психологические закономерности взаимодействия между людьми. Раскрываются механизмы восприятия и искажения информации, коммуникативные техники, повышающие эффективность,  как донесения, так и восприятия информации. Задаются основы убеждающей коммуникации.

         В третьем разделе «Публичное выступление» раскрываются основные факторы, определяющие эффективность выступления перед аудиторией, даются механизмы и техники управления собственным состоянием и состоянием аудитории. Анализируется как вербальное, так и невербальное поведение оратора. В спектр рассмотрения невербального поведения входит анализ языка мимики и жестов, пространства взаимодействия, интонации  и тембра голоса, скорость речи. Управление энергетикой группы. Отслеживание обратной связи от группы по невербальным составляющим. Кроме того, раскрываются приемы ораторского мастерства, принципы риторики, правила построения сообщения.

         В четвертом разделе «Деловая беседа» раскрываются основные задачи, возникающие в процессе деловой беседы и способы их решения, стратегии и тактики ведения деловой беседы, возможные варианты поведения в условиях противоречия интересов партнеров. Работа с сопротивлением и возражениями партнера, разрешение конфликтных ситуаций. Выделяются этапы деловых переговоров, задачи, решаемые на каждом этапе.

        В пятом разделе «Коллегиальное обсуждение проблем и принятие решений» рассматривается фазовый характер групповой дискуссии, особенности и  эффекты внутригруппового взаимодействия, вопросы организации группового обсуждения и принятия решений. Раскрывается понятие командной работы, критерии эффективности команды, ведущая роль лидера.

        В шестом разделе «Самоменеджмент» раскрываются принципы эффективного управления временем, планирование профессиональной деятельности. Рассматриваются основные поглотители времени, ведущие к снижению эффективности профессиональной деятельности. Принципы целеполагания. Требования к постановке целей как тактических, так и стратегических.

       

        Организация тренингового курса.

         Благодаря методам активного обучения студент испытывает значительные эмоциональные, интеллектуальные, физические нагрузки; проявляет активность; создает и реализует атмосферу доверия и сотрудничества в группе тренинга; получает как индивидуальный, так и групповой опыт делового взаимодействия. Изучение данной учебной дисциплины предполагает постоянный промежуточный контроль знаний, написание докладов в процессе обучения, написание и защита курсовой работы как подведение итогов учебной дисциплины, сдачу зачета и экзамена.

        Продолжительность одного учебного занятия студентов, занимающихся в формате тренинга, составляет, как правило, 2-3 пары подряд. Это необходимо для того, чтобы запустить групповые процессы. Оптимальное количество участников группы тренинга, по мнению экспертов, составляет 10-15 человек. Это создает конструктивную групповую динамику в группе. Появляются множественные возможности для обмена опытом. При этом каждый участник успевает получить развернутую обратную связь от тренера, продемонстрировать овладение знаниями и умениями. Поэтому, если студенческая группа очень большая, целесообразно делить ее на подгруппы.

       Для проведении тренинга необходима просторная аудитория с окнами (поскольку при интенсивном обучении в помещении без окон группа сильно утомляется, плохо усваивает материал), специально оснащенной флипчартом, видеодвойкой и мультимедийным проектором.  Кроме того, в аудитории нежелательны столы, участники тренинги сидят на стульях в круг.

        Каждый студент обеспечивается раздаточным материалом, который может быть дробным (то есть рассчитанным на одно занятие/тему), что предпочтительней, либо единым (рассчитанным на всю тренинговую программу). В случае единого раздаточного материала тренер должен иметь запасные экземпляры на каждое занятие.  

       

        Итак, мы рассмотрели основные составляющие организации и проведения тренинга эффективного делового взаимодействия как основы для успешной будущей профессиональной реализации студента. Специалисту в любой области необходимо развивать социальную и коммуникативную компетентность, причем не теоретически, а практически. Научиться общаться, можно только общаясь. Научиться понимать и чувствовать людей можно только на практике, но не в теории. Тренинг эффективного делового взаимодействия является наиболее эффективным инструментом для достижения этих целей.

 

Использованная литература:

  1. Воронин В.Н. Организация эффективного взаимодействия., М., 2000.
  2. Джим Кемп «Сначала скажите «НЕТ». М., Добрая книга, 2005.
  3. Занковский А. «Организационная психология», М., «Флинта», 2000.
  4. Зенкевич-Евстигнеева Т. «Эффективная команда. Шаги к созданию», С.-П., «Речь», 2003.
  5. Кови Стивен. «7 навыков высокоэффективных людей», М., 2003.
  6. Майерс Д. «Социальная психология»., М., 1998.
  7. Мескон М., Мескон А., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», М., «Дело», 1998.
  8. Завьялова Ж. «Путь тренера»,   С.-П., «Речь», 2007.
  9. Ромек В. «Тренинг уверенности», С.-П., «Речь», 2003.
  10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность., М., 1986.