21.01.2009 г.

                           Фарба Елена, к.пс.н.,

Тренер-консультант.

 

Эмоциональный интеллект.

Модный бренд или реальность?

 

Сейчас, в 2009 году, словосочетание «эмоциональный интеллект» плотно вошло в практику краткосрочного обучения для взрослых. И при всех недостатках и недоработках, которых не избежало воплощение этой темы в реальных программах от реальных людей, само по себе ее появление  - это очень и очень здоровая и нужная тенденция.

Вдумайтесь, ведь и сейчас вся образовательная система работает на развитие  одного только интеллекта. Наших детей не учат общаться и понимать себя и других. А явные пробелы в таком образовании пытаются восполнить все большими объемами все быстрее устаревающей информации. И начинают все раньше и раньше. Теперь мало кого в Москве шокирует хождение 3-летнего ребенка в школы раннего развития. И мало кто задумывается о том, что школа, а с ней вся мощь нашей образовательной системы, обрушивается на детей в возрасте не просто незащищенном, а вообще мало осознанном. Почему так происходит? Очевидно, что  такой подход к обучению людей дает неограниченные возможности контроля над ними. Потому что самый высший вид контроля – это контроль на уровне подсознательном. Когда догмы и понятия впитываются, что называется, с молоком матери.

Итак, можно только радоваться, что теоретики и практики задумались о гармоничном развитии человека. Позволяющем ему стать не только социально успешным, но и счастливым.

Однако, перечитав то, что уже написано и издано про такой нужный и полезный эмоциональный интеллект, я, как и мои  знакомые коллеги, столкнулась с тем, что тема трактуется слишком неопределенно. Кто-то пишет об эмоциональном интеллекте, видя в этом прежде всего рычаги для управления другими – плацдарм для проявления собственной харизмы. И эти книги пестрят звучными компаниями и не менее звучными именами их владельцев-управленцев. А суть развития эмоционального интеллекта сводится к развитию лидерских качеств. Это, кстати, породило еще один миф,  чуть ли не ставший аксиомой, что развивать эмоциональный интеллект - прерогатива исключительно руководителей.

Другие авторы видят в  этой теме способ освободиться от лишнего эмоционального груза. И тогда книги полны расслабляющих упражнений для тела. Исходя из принципа «расслабление тела – освобождение мысли».

Однако мне, как бизнес-тренеру, в момент написания реального бизнес-тренинга для реальных людей не хватало книг, которые описывали бы комплексную модель развития эмоционального интеллекта, и предлагали практические инструменты его развития.

В этот момент я была готова согласиться со скептиками,  говорящими об эмоциональном интеллекте, как об очередном модном бренде-пустышке.  

Поэтому, заинтересовавшись этой идеей, свою программу развития эмоционального интеллекта я стремилась насытить практическими инструментами различной функциональной направленности. Элементы личностного роста, осознание и развитие собственной харизмы, стрессоустойчивость – темы, безусловно, необходимые для создания внутреннего фундамента, укрепления внутреннего стержня; развитие коммуникативной компетентности и чуткости –  это то, что можно назвать социальным фундаментом, необходимым для понимания процессов, происходящих с другими людьми; ну и, наконец, коммуникативные приемы и техники, необходимые для реализации во взаимодействии всех этих полезных знаний и пониманий. Однако сам формат краткосрочного обучения позволяет дать только основы основ и отработать лишь несколько ключевых навыков.

 Для глубокого освоения этой темы одного двух или трехдневного тренинга мало. Возможно, именно поэтому методическая литература по развитию эмоционального интеллекта имеет такой сегментарный вид. Эта тема требует комплексного обучения, желательно под контролем батареи тестов в начале и по окончании прохождения программы. Сколько потребуется времени на овладение данным комплексом, будет зависеть от ряда вводных: во-первых, от потребностей участников; во-вторых, от объективной информации о профессиональных компетенциях и необходимого уровня владения эмоциональным интеллектом (в случае, если стоит задача развить эмоциональный интеллект для успешной работы на определенной должности), и, конечно, от стартового уровня эмоционального интеллекта участника.

По структуре этого обучающего курса наиболее эффективно, когда программа по развитию эмоционального интеллекта строится, как чередование групповых занятий, индивидуального консультирования и перерывов на освоение полученных знаний и навыков в реальной бизнес-практике.